Мега-бестселлер
«Несвятые святые» архимандрита Тихона открыл дорогу духовной литературе на светский рынок.
Несмотря на монастырскую тематику и мемуарную основу
«Несвятых святых», книга очень увлекательна и будто имеет подводный, невидимый со стороны сюжет про трогательного героя, который озирается по сторонам и видит больше остальных. Самое лучшее, наверно, что в ней есть, это образы священнослужителей, не картонные – отличающиеся только строгостью и справедливостью или, наоборот, всеобъемлющей добротой – а сочетающие в себе всё это вкупе с чувством юмора, начитанностью и прозорливостью: «Увидев бумагу, отец Нафанаил замер, совершенно убитый, а потом с воплем повалился на землю и, задрав к небу руки и ноги (при этом под подрясником обнаружились драные башмаки и синие выцветшие кальсоны), закричал во весь голос: «Караул! Помогите! Грабят!!! Деньги им подавай! В отпуск хотят! От Матери Божией устали!»
Написанная лёгким, ироничным, особенным языком, смешивающим церковные слова с повседневной речью, изображающая портрет определённого поколения и пейзаж позднего Союза, «Несвятые святые» выполняет все пресловутые функции литературы: описательную, развлекательную, эстетическую, просветительскую, нравственную; в этом-то, наверно, и кроется секрет её популярности.
Если подумать, то такую книгу может написать каждый, у кого есть опыт осознанного принятия христианства и паломничества. Дело будет за малым (или большим?) – за талантом. Сможет ли автор не болтать отсебятины, удерживать себя от объёмного цитирования Евангелия и сделать свой рассказ уникальным и увлекательным?...
Надо заметить, что вся история началась с издательства Сретенского монастыря, директор которого сам отец Тихон, издал «Несвятые святые» вместе со светским издательством ОЛМА Медиа Групп, что позволило будущему бестселлеру попасть почти во все книжные магазины страны. В таком тандеме выпустили и
«Небесный огонь» Олеси Николаевой, очень живо рассказывающей свои истории о православной жизни в практически дневниковой форме. После этого каждое издательство стало делать свою серию, и в Сретенском монастыре вышло два славных сборника художественной литературы о церкви:
«Райские хутора» священника Ярослава Шипова и
«Страна чудес» протоиерея Андрея Ткачёва. Это короткие рассказы, написанные в чеховской манере – со скрытой усмешкой и, в то же время, любованием окружающим миром, людьми и Божьей справедливостью – не только о жизни священников, но и о первой любви, о поездке, скажем, на поезде, о мальчике, который искал кирпич для разрушенной церкви.
Соответствующая серия в ЭКСМО называется «Рассказы о духовной жизни», и в неё вошли очень разные по своему содержанию книги:
«Небесная стража» – короткие рассказы о святых, которые взял из дореволюционных журналов и газет и переписал для современного читателя Владимир Зоберн;
«Любовь долготерпит» – сборник интервью Марии Городовой со священниками на темы, «смущающие людей невоцерковленных»: от слабости домашней молитвы до духовных констант, сборник повестей и рассказов Валерии Алфеевой
«Невечерний свет»…
Книга Алфеевой написана задолго до появления «Несвятых святых». Больше десяти лет назад произведения, вошедшие в сборник, публиковались в толстых литературных журналах и православных издательствах, но были замечены только узким кругом церковных людей и литераторов. Автобиографическая повесть
«Джвари», например, рассказывает о матери и сыне, которые приехали на лето в грузинский храм Джвари, стоящий на вершине горы вдалеке от города. Мальчик, шестнадцатилетний парень, мечтающий стать священником, учит хуцури, язык грузинских богослужебных книг, ест в трапезной вместе с монахами и участвует во всех службах. Его мама учится смирению. Игумен и другие монахи часто поправляют её, учат, ругают, как маленькую девочку. Когда лето заканчивается, мать с сыном уезжают, чувствуя, как много они вобрали в себя за эти месяцы настоящего, чистого и единственно стоящего. На повести нет того налёта массовости и необязательности, который есть даже на «Несвятых святых». Это исповедь, рассказанная только для тех, кто готов слушать. Большая радость, что на прозу Алфеевой обратило внимание издательство-громила ЭКСМО и теперь её книга есть повсюду – и в церковных лавках, и в Библио-Глобусе. Скоро появится ещё одно переиздание Валерии Алфеевой,
«Священный Синай» – пятая книга в православной серии ЭКСМО.
...
В олмовской серии «Духовный путь», начатой «Несвятыми святыми» отца Тихона и «Небесным огнём» Олеси Николаевой, книг больше всех: издательство не на шутку озаботилось просвещением массового читателя и выпускает по две книги в месяц. Большинство из них – тематические сборники, составленные Владимиром Зоберном, весьма уважаемым специалистом в области православной литературы, изданием которой он занимался подпольно ещё при советской власти. По-хорошему, ему давно надо дать какую-нибудь церковную награду за вклад в возрождение интереса к православию в России. Учитывая труд, связанный с литературной обработкой, можно с уверенностью назвать его автором «Небесной стражи», вышедшей в ЭКСМО, и пяти подобных книг в ОЛМА Медиа Групп, потому как выисканные им в библиотеках тексты дореволюционных изданий коротких рассказов полностью переписывались для лучшего восприятия нынешним читателем. Видимо, консервативных людей в нашей стране пруд пруди – ведь именно дореволюционная «Небесная стража» в ЭКСМО была продана рекордным тиражом, что говорить о суммарных тиражах его книг в ОЛМЕ. Сборники Владимира Зоберна –
«Дети небесного града» (о детстве святых),
«Святая простота» (о праведниках),
«Ожерелье для Марии» (о святых женщинах) и другие, – выполняют, конечно, больше просветительскую роль, а не просто развлекают читателя захватывающими историями.
...
Дикая популярность (обычный трёхтысячный тираж современной «художки» кажется невинной стопкой книжек рядом со стотысячным вагоном православной художественной литературы) интересных, простых книг о церкви удивляет и, всё-таки, радует, потому что сложно найти чтение более доброе, светлое и в то же время более философское. Атеисты, с азартом спорящие с верующими, молодые люди, не заморачивающиеся особо на религии – даже они берут у знакомых почитать эти книги и не скоро возвращают.
Может, дело в том, что накопилась усталость от пошлых телевизионных программ, первобытных новостных лент в Интернете и потребительской культуры общения? Когда-то ведь бочка должна была наполниться до краёв.
Мария МОКЕЕВА