Ренегат Казаков
Добавлено: 25 фев 2014, 11:39
История с раскольником В.Л.Казаковым произошла в Бугульме в середине ХIX века. Орфография, по возможности, сохранена.
В декабре 1855 года, раскольщик поповщинской секты (1), Бугульминский 3 гильдии купец, Василий Ларионов Казаков, с женою своею, детьми и внуками, в числе десяти душ обоего пола, обратился в православие с намерением удержать за собою и семейством своим право купеческого звания, так как,: по указу Святейшаго Правительствующаго Синода (2) от 21 декабря 1854 года за № 1023, могут только лица православного исповедания, или состоящие в единоверии, приписываться к какой либо гильдии (3). Купец Казаков, при, депутате, командированном Бугульминскою городовою ратушею, Ратман Никифор Никишин дал обязательство пребывать в послушании св. церкви всегда неизменно. В следствии чего, в означенном месяце и годе, протоиереем Федоровым, по чиноположению св. церкви, и присоединен был в оной со всем семейством. В 1856 году Казаков исповедывался и приобщался св. таин, но - только один, а семейство его все уклонилось от исполнения христианскаго долга; в 1857 же году купец Казаков с семейством совратился опять в раскол; причиною сего было то, что, Самарская казенная палата разрешила Бугульминской ратуше принять отступника от православия Казакова на временном праве, в 3 купеческую гильдию.
О совращении в раскол купца Казакова с семейством производилось дело, которое из Бугульминскаго городническаго правления представлено на решение в Самарскую палату уголовнаго суда. Но чем оно решилось, неизвестно. Семейство же Казаковых, несмотря на продолжительныя увещевания со стороны духовенства, доселе остается в заблуждении и не оставляет раскола.
1. Поповщинская секта одновременно возникла (примерно в середине XVII века) в нескольких местах, преимущественно же в области Нижегородской (в Балахнинском уезде), на Дону и Кубани, и в Стародубье (Черниговской губ.). В наших краях (в Самарской губернии) наиболее распространена была в селениях на реке Иргизе. Из основных постулатов: отвержение присяги (Христос не велел клясться иначе, как ей, ей и ни, ни), отрицание военной службы, брить бороду – страшный грех, не молились за Государя по формам Святейшего Синода, отрицали паспорта как заклейменные печатью антихриста, твердо верили в близость кончины мира - в общем, знакомая картина.
Реакция российских властей разная, от предоставления им земли, на которых они самовольно поселились, в потомственное владение и дарование разные льготы (при Петре I, за сопротивление шведам при вторжении последних в Малороссию), до разгона (Анна Иоанновна, Екатерина II). На момент произошедших событий в Бугульме проживало около 100 раскольников.
По Всеобщей переписи населения 1897 года в Бугульминском уезде проживало "старообрядцев и уклоняющихся от православия" 1865 человек, непосредственно в Бугульме - 171 человек. На этой ветке имеется фотография молельного дома староверов.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r ... ry/62.html
2. В декабре 1842 года последовало от Св. Синода следующее распределение раскольников на три степени:
"А. Секты вреднейшие: 1) Иудействующие, ибо это хуже, нежели ересь: это совершенное отпадение от христианства и существенная вражда против христианства. 2) Молоканы. Хотя, по-видимому, держатся Священного Писания, но берут из него только то, что им нравится. Не признают никаких таинств, никакой иерархии. Не принимая присяги, не уважают верности и никакой власти, не признают ее богопоставленною, повинуются только поколику нельзя противиться. Секта разрушительная. 3) Духоборцы, сколько известно, одинакового духа с молоканами. 4) Хлыстовщина. Ересь богохульная, потому что, не отвергая наружного общения с христианскою церковью, вводит человекообожание. 5) Скопцы. Также богохульная ересь, потому что начальника секты почитает Христом. Вредит обществу, осуждая брак, искажая людей и истребляя потомство. 6) Те беспоповщинские секты, которые отвергают брак и молитву за царя. Они пишут и произносят жестокие хулы на церковь и таинства, и всякую власть нынешнего времени почитают антихристовою. Отвергая брак, вводят безнравственность.
Б. Секта вредная. Те из беспоповщины, которые не отвергают брака (новожены) и не отрекаются от молитвы за царя. По сим чертам могли бы почесться менее вредными, но решительно вредны, потому что отвергают священство и таинство евхаристии и, кроме сказанного, все заимствуют от худших отраслей беспоповщины и, между прочим, дух демократический.
В. Секта менее вредная. Поповщина. Это не ересь, а раскол. Более церковного сохраняет и более представляет надежды к обращению".
http://dugward.ru/library/melnikov_pech ... skole.html
3. Также существовало секретное высочайшее повеление Сената от 10 июни 1853 года: раскольникам, к какой бы секте они ни принадлежали, потомственные отличия и почетные титулы давались только в виде исключения.
В декабре 1855 года, раскольщик поповщинской секты (1), Бугульминский 3 гильдии купец, Василий Ларионов Казаков, с женою своею, детьми и внуками, в числе десяти душ обоего пола, обратился в православие с намерением удержать за собою и семейством своим право купеческого звания, так как,: по указу Святейшаго Правительствующаго Синода (2) от 21 декабря 1854 года за № 1023, могут только лица православного исповедания, или состоящие в единоверии, приписываться к какой либо гильдии (3). Купец Казаков, при, депутате, командированном Бугульминскою городовою ратушею, Ратман Никифор Никишин дал обязательство пребывать в послушании св. церкви всегда неизменно. В следствии чего, в означенном месяце и годе, протоиереем Федоровым, по чиноположению св. церкви, и присоединен был в оной со всем семейством. В 1856 году Казаков исповедывался и приобщался св. таин, но - только один, а семейство его все уклонилось от исполнения христианскаго долга; в 1857 же году купец Казаков с семейством совратился опять в раскол; причиною сего было то, что, Самарская казенная палата разрешила Бугульминской ратуше принять отступника от православия Казакова на временном праве, в 3 купеческую гильдию.
О совращении в раскол купца Казакова с семейством производилось дело, которое из Бугульминскаго городническаго правления представлено на решение в Самарскую палату уголовнаго суда. Но чем оно решилось, неизвестно. Семейство же Казаковых, несмотря на продолжительныя увещевания со стороны духовенства, доселе остается в заблуждении и не оставляет раскола.
1. Поповщинская секта одновременно возникла (примерно в середине XVII века) в нескольких местах, преимущественно же в области Нижегородской (в Балахнинском уезде), на Дону и Кубани, и в Стародубье (Черниговской губ.). В наших краях (в Самарской губернии) наиболее распространена была в селениях на реке Иргизе. Из основных постулатов: отвержение присяги (Христос не велел клясться иначе, как ей, ей и ни, ни), отрицание военной службы, брить бороду – страшный грех, не молились за Государя по формам Святейшего Синода, отрицали паспорта как заклейменные печатью антихриста, твердо верили в близость кончины мира - в общем, знакомая картина.
Реакция российских властей разная, от предоставления им земли, на которых они самовольно поселились, в потомственное владение и дарование разные льготы (при Петре I, за сопротивление шведам при вторжении последних в Малороссию), до разгона (Анна Иоанновна, Екатерина II). На момент произошедших событий в Бугульме проживало около 100 раскольников.
По Всеобщей переписи населения 1897 года в Бугульминском уезде проживало "старообрядцев и уклоняющихся от православия" 1865 человек, непосредственно в Бугульме - 171 человек. На этой ветке имеется фотография молельного дома староверов.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r ... ry/62.html
2. В декабре 1842 года последовало от Св. Синода следующее распределение раскольников на три степени:
"А. Секты вреднейшие: 1) Иудействующие, ибо это хуже, нежели ересь: это совершенное отпадение от христианства и существенная вражда против христианства. 2) Молоканы. Хотя, по-видимому, держатся Священного Писания, но берут из него только то, что им нравится. Не признают никаких таинств, никакой иерархии. Не принимая присяги, не уважают верности и никакой власти, не признают ее богопоставленною, повинуются только поколику нельзя противиться. Секта разрушительная. 3) Духоборцы, сколько известно, одинакового духа с молоканами. 4) Хлыстовщина. Ересь богохульная, потому что, не отвергая наружного общения с христианскою церковью, вводит человекообожание. 5) Скопцы. Также богохульная ересь, потому что начальника секты почитает Христом. Вредит обществу, осуждая брак, искажая людей и истребляя потомство. 6) Те беспоповщинские секты, которые отвергают брак и молитву за царя. Они пишут и произносят жестокие хулы на церковь и таинства, и всякую власть нынешнего времени почитают антихристовою. Отвергая брак, вводят безнравственность.
Б. Секта вредная. Те из беспоповщины, которые не отвергают брака (новожены) и не отрекаются от молитвы за царя. По сим чертам могли бы почесться менее вредными, но решительно вредны, потому что отвергают священство и таинство евхаристии и, кроме сказанного, все заимствуют от худших отраслей беспоповщины и, между прочим, дух демократический.
В. Секта менее вредная. Поповщина. Это не ересь, а раскол. Более церковного сохраняет и более представляет надежды к обращению".
http://dugward.ru/library/melnikov_pech ... skole.html
3. Также существовало секретное высочайшее повеление Сената от 10 июни 1853 года: раскольникам, к какой бы секте они ни принадлежали, потомственные отличия и почетные титулы давались только в виде исключения.