Интересные факты из истории Бугульмы

Новости, события, сплетни Бугульмы - делимся, обсуждаем!

Модератор: Вова

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение Mr.Fix » 08 дек 2013, 17:44

Mr.Fix писал(а):...Это снесенное здание, в котором в свое время находилась столовая СПТУ-37. Центр на сильно заднем плане...
Вложения
Столовая СПТУ-37.JPG
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение 123456789 » 08 дек 2013, 18:15

на нижнем фото написано ФСБ?
У нас дело всерьез не берут. Где у нас приговоры народных судов за то, что рабочий или крестьянин, вынужденный 4 или 5 раз прийти в учреждение, наконец, получает нечто формально правильное, а по сути издевательство?" В.Ленин на X конференции РКП(б)
Аватара пользователя
123456789
консультант
консультант
 
Сообщения: 7759
Зарегистрирован: 27 фев 2011, 11:02
Награды: 6
Юридически подкован (1) Доброе сердце (2) 1000 сообщений (1) 3000 сообщений (1) 5000 сообщений (1)
Статус: Гражданин.

Re: Откуда пошла Казанка

Сообщение Mr.Fix » 08 дек 2013, 18:28

Еще статья для внимания из той же газеты "Ленинское Знамя" от 29 июня 1991года. С моими комментариями.
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА КАЗАНКА
В архивных документах (их немного) сказано, что к концу восемнадцатого столетия в основном закончилось формирование нынешнего национального со-става Бугульмы и прилегающих к ней сел. Население это составляли татары - тептяри (1) (в самой Бугульме, по данным летописи Самарской Епархии, их было немно-го, в основном, татарское население жило в селах уезда, по данным середины прошлого (2) века – 80 тысяч. Уезд в те поры и вплоть до революции занимал громадное пространство юго-востока нынешнего Татарстана и нескольких районов Башкирии, Оренбуржья и Самарской области). Бугульму заселяли переселенцы, к которым относились: белопахотные солдаты из центральных губерний, в основном Воронежской, представители опальной польской шляхты и … малолетки (3) (так записано в летописи). Судя по всему, это дети из сиротских приютов центральной России.
Очень немного (4) переселилось сюда ясачных крестьян. Они то как раз в 1916 (5) году и образовали село Малая Бугульма (6) (тогда они называли свою деревню Новая Бугульма или Медведка).
400 душ государственных крестьян из Курской губернии в 1823 году основа-ли село Забугоровка (7).
В 1857 и 1858 годах пожары выжгли большую часть Бугульмы. Малолеток, которые к тому времени подросли, держать в Бугульме стало негде (8). Они получили статус государственных крестьян и числом более ста человек образовали село Казанку.
В Бугульме в прошлом веке проживало около ста раскольников, а в уезде помимо мусульман и крестьян еще 6 тысяч язычников.

1. Тептяри название значительной части небашкирского населения, жившего в 18 - начале 20 вв. среди башкир. В состав Т. входили татары, мишари, удмурты, марийцы и мордва, сохранявшие свой язык и культурные особенности. Ранние письменные упоминания о Т. относятся к 1-й половине 18 в. Т. были выходцами главным образом из Среднего Поволжья, поселявшимися на башкирских землях. Термин «Т.» (от перс. дефтер — список) в современной литературе не употребляется.
2. XIX веке.
3. На самом деле, малолетки – это потомки первых поселенцев «засечной линии», он же вал Камский рубеж, и получили свое название оттого, что им определено было 25 лет службы, между тем, по существовавшим тогда законам, все, находившиеся в воинской службе, не имели срока и должны были нести службу всю жизнь. Позже они были обращены в казенных (государственных) крестьян.
4. 200 душ, судя по соборным записям 1879г.
5. 1816 – Автор, вероятно, очепЯтался.
6. Новая Бугульма. Медведка, ныне деревня Лениногорского района, исчезает. По «Списком населенных мест» 1859 года: казенная деревне при большой дороги из Бугульмы на Сергиевские минеральные воды при речке Степной. 60 дворов 217 м.п. и 256 ж.п. На 1889г. уже упоминается как Новая Бугульма на речках Степной и Медведке, 114 дворов, ветряная мельница. Автор попутал за Малую Бугульму. Слобода Малая Бугульма иже существовала к тому времени, где и находится поныне.
7. Забугоровка – ныне деревня на окраине г. Бугульма. На 1910г.: 114 дворов 281 душа. Бывшие государственные крестьяне. Имеется школа грамоты, при ключе Забугорке. По левую сторону почтового тракта Бугульма – Бугуруслан.
8. Автор в очередной раз "отжег" про "малолеток" :D .
Казанка упоминается в "Списках" за 1889год. Ранее не встречал. По крайней мере в "Списках населенных мест Самарской губернии" за 1859 год не упоминается.

Добавлено спустя 2 минуты 50 секунд:
Re: Интересные факты из истории Бугульмы
123456789 писал(а):на нижнем фото написано ФСБ?

Не стоит бояться.
Вложения
Безымянный.JPG
Безымянный1.JPG
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение Mr.Fix » 23 дек 2013, 23:14

Земляк писал(а):...Комментарии приветствуются.
P.S. Надо было, наверное, пронумеровать здания на фотографиях, чтоб проще было их идентифицировать коллегиально :)

Забыл добавить. Фото с надписью "Рынок", где изображена базарная (центральная) площадь, перевернуто. Солнце не светит днем со стороны Сокольской горы (см.тени), улица Застенная (Герцена) бежит "не туда" и т.п.
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение nthrf » 01 янв 2014, 21:43

Здравствуйте!
Прочитал все на одном дыхании, очень интересно!
Заинтересовало вот это.
"До этого времени в городе был деревянный храм(5) на Сокольской горе."
Подскажите, можно ли где либо почерпнуть более расширенную информацию по этому храму?
Спасибо!
nthrf
старт...
старт...
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 янв 2014, 21:34

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение Mr.Fix » 05 янв 2014, 09:21

nthrf писал(а):...можно ли где либо почерпнуть более расширенную информацию по этому храму?

Приведенная статья была опубликована в газете "Ленинское знамя". Откуда автор почерпнул сведения о храме именно на Сокольской горе мне, к сожалению, неведомо.
В этом вопросе я опираюсь на "Исторические сведения" о Бугульме инспектора Самарской Духовной Семинарии протоиерея Д.Орлова опубликованные в Самаре за 1879г. Там сказано следующее.
В 1774 году слобода Бугульминская переименована в город, с назначением властей и открытием присутственных мест. До этого в слободе был храм деревянный, выстроенный в свое время для поселенцев. Но этот храм, а равно и все деревянные строения сгорели в пожаре, бывший в 1760 году. Подобный же деревянный храм, выстроенный после сгоревшего, существовал до 1783 года. В том же году выстроен был уже каменный во имя Казанской Божия Матери, иждивением и старанием Maйopa Ивана Ивановича Галаутова. Он находился на месте Вечного Огня.
Изображение
Где именно находился деревянный храм я не знаю. Я даже с трудом себе представляю, где, собственно, Сокольская, а где Макарьева горы :( .

Добавлено спустя 1 час 48 минут 22 секунды:
О Волго-Бугульминской Железной Дороге
Немного про историю создания ВБЖД. (Предупреждаю, букАв много :) )
Впервые идею строительства железной дороги из Симбирска (ныне Ульяновск) до Уфы предложил в 1862 г. выдающийся русский инженер Павел Петрович Мельников, представивший проект сети первоочередных железных дорог императору Александру II.
Первоначально был осуществлён проект «Мелекесский подъездной путь» – 12 июня 1902 года открылось регулярное движение поездов на участке Мелекесс (ныне Димитровград) - Нижняя Часовня (Ульяновская обл.). Этот подъездной путь имел исключительно местное значение и служил, в основном, для вывоза хлебных продуктов и лесных материалов. Стоит отметить, что упрощенное верхнее строение пути, рельсы легкого типа, маломощный подвижной состав – все это дало повод в народе называть ее деревянной дорогой.
С просьбой о проведении через Бугульминский уезд железнодорожного пути обратилась по поручению Земского собрания и Бугульминская уездная управа. Бугульминский уезд, лишенный «водныхъ и желѣзнодорожныхъ» путей сообщения, в течение более тридцати лет беспрерывно ходатайствовал перед Правительством о проведении железной дороги. В 1898 году был дан ответ, что «обсужденіе вопроса о проведеніи линіи въ ближайшемъ будущемъ не предполагается». А в декабре 1899 года министр финансов надписал на очередном прошении о невозможности постройки «линіи Симбирскъ—Уфа на счетъ казны ни теперь, ни въ близкомъ будущемъ».
В июне 1906 года группа предпринимателей обратилась к министру финансов с просьбой разрешить образовать акционерное общество для сооружения и эксплуатации линии от станции Мелекесс Мелекесского подъездного пути до станции Чишмы Самаро-Златоустовской железной дороги. На основании представленных просителями данных стоимость линии Мелекесс-Чишмы протяжённостью 462 версты (492,9 км) опре¬делилась без малого в 24 млн. рублей. Вся линия была разделена на два участка: Мелекесс-Бугульма и Бугульма-Чишмы.
Существовал проект, по которому железная дорога должна была проходить в 15 верстах от города Бугульма. Хотя еще в 1900 году на своих заседаниях Бугульминская Земская управа настаивала перед представителем Общества Мелекесского подъездного пути инженером А. Н. Александровым, что линия должна обязательно проходить у г.Бугульмы и только при серьезных технических затруднениях можно согласиться на обход, но в этом случае к городу должна быть проведена и одновременно с линиею открыта ветка; в уезд линия должна входить через Черемшан и направляется на Бугульму «въ 10-верстной варіаціи по кратчайшему направленію». Установление направления линии ЖД в то время время, «до производства точныхъ изысканій, представляется нѣсколько гадательнымъ, но можно ужъ теперь съ увѣренностью сказать, что, пройдя Самарскій уѣздъ, въ сѣверной его части, линія войдетъ въ Бугульминскій уѣздъ у села Черемшанская крѣпость (Черемшан) и пойдетъ, примѣрно, въ 20-верстной варіаціи, въ обѣ стороны, въ направленіи къ востоку между Кичуемъ и Бугульмой, предвидя дальнѣйшее соединеніе съ Белебеевскимъ уѣздомъ черезъ д. Апсалямово (Абсалямово). Если дорога сразу не можетъ быть доведена до Апсалямова, то Общество обязано, во всякомъ случаѣ, довести линію до города или до тракта, по направленію отъ Стараго Сумарокова на Бугульму и большой дороги на Бугурусланъ. Преимущественное право гарантировать дорогу до Апсалямова остается за Бугульминскимъ земствомъ».
Но благодаря помещику Петру Дмитриеву, председателю Бугульминской управы, не по-жалевшему своих сбережений, заручившемуся поддержкой других состоятельных людей города, проект был изменён (также бытует мнение, что ее изменили благодаря усилиям Ш.Л.Хакимова, но документальных подтверждений этому я не нашел). В итоге ЖД линия зашла в Бугульминский уезд со стороны Симбирска вместо Верхне-Карьмальской волости (Черемшан), через Костюнькинскую волость (ныне Самарская область).
Форменная пряжка и пуговица работника волго-Бугульминской ЖД.
Изображение
На основании Высочайше утвержденного 29 июня 1907 года Положения общество Мелекесского подъездного пути переименовано в общество Бугульминской дороги, а 8 февраля 1908 года – в общество Волго-Бугульминской железной дороги. Следующий участок дороги Мелекесс – Бугульма строился уже полноправным акционерным обществом, которое основал князь Михаил Волконский.
В июле 1910 года был обнародован высочайший указ императора Николая II: "Для сооружения ширококолейной железнодорожной линии общего пользования от станции Бугульма Волго-Бугульминской железной дороги до станции Чишма Самаро-Златоустовской железной дороги, а равно для сооружения моста через реку Волгу близ города Симбирска с ветвями для усиления существующей линии Часовня – Бугульма Волго-Бугульминской железной дороги, оказалось необходимым занять в пределах Симбирского уезда, Симбирской губернии, Ставропольского, Самарского, Бугурусланского и Бугульминского уездов Самарской губернии, Чистопольского уезда Казанской губернии, Белебеевского и Уфимского уездов Уфимской губернии до двух тысяч десятин земли с принадлежностями".
В Бугульме было создано Управление по сооружению новых линий Волго-Бугульминской железной дороги и моста у Симбирска. Его возглавили: главный инженер дороги Д.В. Курдюмов и его помощник – барон фон Таубе.
В связи с отсутствием государственных кредитов, с учётом экономии средств, железная до-рога строилась по водоразделам (требовалось меньше мостовых переходов), в одноколейном варианте. При её строительстве использовался конно-ручной труд. Местное население строительство приветствовало не только из-за открывающихся экономических перспектив, а скорее из меркантильного интереса. Дорога создавала возможность материального благополучия рабочим. Так, потрудившись на строительстве дороги, мужик получал 45-50 копеек, а на барской работе только 20-25 копеек. Мужику с лошадью платили по одному рублю за день.
В "Памятной книжке Самарской губернии" за 1910 год читаем: "В настоящее время производится постройка нового рельсового пути, который будет служить продолжением Волго-Бугульминской железной дороги и соединит города Бугульму и Симбирск, проходя через северную часть Ставропольского и Самарского уездов вдоль Чистопольской границы. Новый рельсовый путь, проходя через богатые торгово-промышленные районы, где до сих пор было только конное сообщение, значительно поднимет торговлю и экономическое благосостояние населения".
Для завершения строительства железнодорожного пути до станции Чишмы и моста через Волгу (движение поездов до Бугульмы начиналось в Симбирске на станции Часовня Пристань) нужны были огромные средства. Решение об этом мероприятии принял министр Пётр Столыпин, когда он 11 сентября 1910 г., проплывая по Волге на пароходе «Межень», остановился на несколько часов в Симбирске. Для обсуждения актуального вопроса сюда же был приглашён председатель правления ВБЖД князь Долгорукий. Ускорили принятие решения министром симбирские купцы и почётные горожане, доказавшие важность наличия моста для экономики города. После этого в 1910 г. в Санкт-Петербурге бы выпущен 4% займ Общества ВБЖД на нарицательный капитал 37 млн. 950 тысяч руб. (101 млн. 200 тысяч франков), с безусловной гарантией Императорского российского правительства об уплате процентов и погашения по облигациям. Облигации, исполненные на двух языках – русском и французском, – снабжались купонами на 10 лет. Погашение займа должно было проводиться в течение 76 лет, начиная с 1911 г. Во Франции облигации распространялись Частным Лион-Марсельским банком.
В начале XX века рубль обеспечивался золотом, поэтому четыре процента годовых считались хорошим доходом. В 1913 г. за три рубля можно было снять на месяц комнату в Москве, килограмм муки стоил 6 копеек, литр молока – 8, метр ситца – 18 копеек (при средней зарплате рабочего 22 рубля). Эта облигация с обеспечением в 187 руб. 50 коп. (500 франков), хранится в географическом кабинете-музее Туймазинской СОШ № 4 (после Октябрьской революции Советская Россия отказалась платить по долгам царского правительства, и все владельцы облигаций потеряли свои деньги). Короче, ЖД построили в долг, а долг так и не вернули...
Изображение
28 августа 1911 года состоялось торжественное открытие участка Мелекесс – Бугульма протяженностью 255 верст. В это же время сдано в эксплуатацию деревянное здание паровозного депо станции Бугульма. Каменное здание депо на восемь стойл было построено в 1913 году. В депо эксплуатировались паровозы различных серий, в частности, ОВ, ОД, Б, Щ (кстати, перед ЖД вокзалом стоит Л-ка ;) ).
Машинист бугульминского депо Мохин Н.И. на паровозе серии "Л".
Изображение
Для обслуживания линии были созданы две дистанции пути – Нурлатская и Бугульминская. Параллельно шло строительство участка Бугульма – Чишмы. 15 августа 1914 года на станции Чишмы произошло соединение Волго-Бугульминской железной дороги с Самаро-Златоустовской. Таким образом, Волго-Бугульминская железная дорога стала звеном, соединяющим Московско-Казанскую и Самаро-Златоустовскую железные дороги и сыграла большую роль в экономическом развитии Средне-Волжского региона.
Расценки на билеты.
Изображение
Я использовал следующие материалы:
• Газета "Куйбышевский железнодорожник" от 28.09.2012г.
• Статья Гузель Загидуллиной, девятиклассницы Туймазинской СОШ № 4
• Журнал чрезвычайного Бугульминского Уездного Земского Собрания от 20.03.1900г.
• Памятная книга Самарской губернии.

P.S. Надо как-нибудь подготовить статью про ВБЖД в годы Гражданской войны. Давно собираю материал про бронепоезда в Бугульме.
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение LInnA-2012 » 05 янв 2014, 12:23

Есть какая-то информация о часовне на старом городском кладбище(на Красноармейской)? Каков сейчас ее статус или назначение? И вообще история.
LInnA-2012
прогресс 27%
прогресс 27%
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 19:27

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение Вова » 05 янв 2014, 12:59

Mr.Fix писал(а):Расценки на билеты.

На скане только время прибытия и отправления, расценок нет :(
Никого не любить — это величайший дар, делающий тебя непобедимым, т.к. никого не любя, ты лишаешься самой страшной боли.
Изображение
Аватара пользователя
Вова
модератор
модератор
 
Сообщения: 2400
Зарегистрирован: 31 май 2010, 17:46
Откуда: Бугульма, Ижевск
Награды: 3
Кулинар (1) Доброе сердце (1) 1000 сообщений (1)

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение Mr.Fix » 05 янв 2014, 13:15

Вова писал(а):На скане только время прибытия и отправления, расценок нет :(

Сорри, это расписание :oops: . Не могу исправить... :?
Вот тариф:
Изображение
LInnA-2012 писал(а):Есть какая-то информация о часовне на старом городском кладбище(на Красноармейской)? Каков сейчас ее статус или назначение? И вообще история.

Есть история об этой (я так думаю!)часовенке на старом кладбище:
Изображение
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение LInnA-2012 » 05 янв 2014, 16:51

Любая история интересна. Я имела в виду эту часовню: http://museum.ru/alb/image.asp?31794
Какой часовни касается история в этой статье? http://idel-journal.ru/ru/component/k2/item/519-bugulminskie-pobyivalschinyi.html
LInnA-2012
прогресс 27%
прогресс 27%
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 19:27

Пред.След.

Вернуться в Жизнь города

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron