nthrf писал(а):...можно ли где либо почерпнуть более расширенную информацию по этому храму?
Приведенная статья была опубликована в газете "Ленинское знамя". Откуда автор почерпнул сведения о храме именно на Сокольской горе мне, к сожалению, неведомо.
В этом вопросе я опираюсь на "Исторические сведения" о Бугульме инспектора Самарской Духовной Семинарии протоиерея Д.Орлова опубликованные в Самаре за 1879г. Там сказано следующее.
В 1774 году слобода Бугульминская переименована в город, с назначением властей и открытием присутственных мест. До этого в слободе был храм деревянный, выстроенный в свое время для поселенцев. Но этот храм, а равно и все деревянные строения сгорели в пожаре, бывший в 1760 году. Подобный же деревянный храм, выстроенный после сгоревшего, существовал до 1783 года. В том же году выстроен был уже каменный во имя Казанской Божия Матери, иждивением и старанием Maйopa Ивана Ивановича Галаутова. Он находился на месте Вечного Огня.
Где именно находился деревянный храм я не знаю. Я даже с трудом себе представляю, где, собственно, Сокольская, а где Макарьева горы
.
Добавлено спустя 1 час 48 минут 22 секунды:О Волго-Бугульминской Железной ДорогеНемного про историю создания ВБЖД. (Предупреждаю, букАв много
)
Впервые идею строительства железной дороги из Симбирска (ныне Ульяновск) до Уфы предложил в 1862 г. выдающийся русский инженер Павел Петрович Мельников, представивший проект сети первоочередных железных дорог императору Александру II.
Первоначально был осуществлён проект «Мелекесский подъездной путь» – 12 июня 1902 года открылось регулярное движение поездов на участке Мелекесс (ныне Димитровград) - Нижняя Часовня (Ульяновская обл.). Этот подъездной путь имел исключительно местное значение и служил, в основном, для вывоза хлебных продуктов и лесных материалов. Стоит отметить, что упрощенное верхнее строение пути, рельсы легкого типа, маломощный подвижной состав – все это дало повод в народе называть ее деревянной дорогой.
С просьбой о проведении через Бугульминский уезд железнодорожного пути обратилась по поручению Земского собрания и Бугульминская уездная управа. Бугульминский уезд, лишенный «водныхъ и желѣзнодорожныхъ» путей сообщения, в течение более тридцати лет беспрерывно ходатайствовал перед Правительством о проведении железной дороги. В 1898 году был дан ответ, что «обсужденіе вопроса о проведеніи линіи въ ближайшемъ будущемъ не предполагается». А в декабре 1899 года министр финансов надписал на очередном прошении о невозможности постройки «линіи Симбирскъ—Уфа на счетъ казны ни теперь, ни въ близкомъ будущемъ».
В июне 1906 года группа предпринимателей обратилась к министру финансов с просьбой разрешить образовать акционерное общество для сооружения и эксплуатации линии от станции Мелекесс Мелекесского подъездного пути до станции Чишмы Самаро-Златоустовской железной дороги. На основании представленных просителями данных стоимость линии Мелекесс-Чишмы протяжённостью 462 версты (492,9 км) опре¬делилась без малого в 24 млн. рублей. Вся линия была разделена на два участка: Мелекесс-Бугульма и Бугульма-Чишмы.
Существовал проект, по которому железная дорога должна была проходить в 15 верстах от города Бугульма. Хотя еще в 1900 году на своих заседаниях Бугульминская Земская управа настаивала перед представителем Общества Мелекесского подъездного пути инженером А. Н. Александровым, что линия должна обязательно проходить у г.Бугульмы и только при серьезных технических затруднениях можно согласиться на обход, но в этом случае к городу должна быть проведена и одновременно с линиею открыта ветка; в уезд линия должна входить через Черемшан и направляется на Бугульму «въ 10-верстной варіаціи по кратчайшему направленію». Установление направления линии ЖД в то время время, «до производства точныхъ изысканій, представляется нѣсколько гадательнымъ, но можно ужъ теперь съ увѣренностью сказать, что, пройдя Самарскій уѣздъ, въ сѣверной его части, линія войдетъ въ Бугульминскій уѣздъ у села Черемшанская крѣпость (Черемшан) и пойдетъ, примѣрно, въ 20-верстной варіаціи, въ обѣ стороны, въ направленіи къ востоку между Кичуемъ и Бугульмой, предвидя дальнѣйшее соединеніе съ Белебеевскимъ уѣздомъ черезъ д. Апсалямово (Абсалямово). Если дорога сразу не можетъ быть доведена до Апсалямова, то Общество обязано, во всякомъ случаѣ, довести линію до города или до тракта, по направленію отъ Стараго Сумарокова на Бугульму и большой дороги на Бугурусланъ. Преимущественное право гарантировать дорогу до Апсалямова остается за Бугульминскимъ земствомъ».
Но благодаря помещику Петру Дмитриеву, председателю Бугульминской управы, не по-жалевшему своих сбережений, заручившемуся поддержкой других состоятельных людей города, проект был изменён (также бытует мнение, что ее изменили благодаря усилиям Ш.Л.Хакимова, но документальных подтверждений этому я не нашел). В итоге ЖД линия зашла в Бугульминский уезд со стороны Симбирска вместо Верхне-Карьмальской волости (Черемшан), через Костюнькинскую волость (ныне Самарская область).
Форменная пряжка и пуговица работника волго-Бугульминской ЖД.
На основании Высочайше утвержденного 29 июня 1907 года Положения общество Мелекесского подъездного пути переименовано в общество Бугульминской дороги, а 8 февраля 1908 года – в общество Волго-Бугульминской железной дороги. Следующий участок дороги Мелекесс – Бугульма строился уже полноправным акционерным обществом, которое основал князь Михаил Волконский.
В июле 1910 года был обнародован высочайший указ императора Николая II: "Для сооружения ширококолейной железнодорожной линии общего пользования от станции Бугульма Волго-Бугульминской железной дороги до станции Чишма Самаро-Златоустовской железной дороги, а равно для сооружения моста через реку Волгу близ города Симбирска с ветвями для усиления существующей линии Часовня – Бугульма Волго-Бугульминской железной дороги, оказалось необходимым занять в пределах Симбирского уезда, Симбирской губернии, Ставропольского, Самарского, Бугурусланского и Бугульминского уездов Самарской губернии, Чистопольского уезда Казанской губернии, Белебеевского и Уфимского уездов Уфимской губернии до двух тысяч десятин земли с принадлежностями".
В Бугульме было создано Управление по сооружению новых линий Волго-Бугульминской железной дороги и моста у Симбирска. Его возглавили: главный инженер дороги Д.В. Курдюмов и его помощник – барон фон Таубе.
В связи с отсутствием государственных кредитов, с учётом экономии средств, железная до-рога строилась по водоразделам (требовалось меньше мостовых переходов), в одноколейном варианте. При её строительстве использовался конно-ручной труд. Местное население строительство приветствовало не только из-за открывающихся экономических перспектив, а скорее из меркантильного интереса. Дорога создавала возможность материального благополучия рабочим. Так, потрудившись на строительстве дороги, мужик получал 45-50 копеек, а на барской работе только 20-25 копеек. Мужику с лошадью платили по одному рублю за день.
В "Памятной книжке Самарской губернии" за 1910 год читаем: "В настоящее время производится постройка нового рельсового пути, который будет служить продолжением Волго-Бугульминской железной дороги и соединит города Бугульму и Симбирск, проходя через северную часть Ставропольского и Самарского уездов вдоль Чистопольской границы. Новый рельсовый путь, проходя через богатые торгово-промышленные районы, где до сих пор было только конное сообщение, значительно поднимет торговлю и экономическое благосостояние населения".
Для завершения строительства железнодорожного пути до станции Чишмы и моста через Волгу (движение поездов до Бугульмы начиналось в Симбирске на станции Часовня Пристань) нужны были огромные средства. Решение об этом мероприятии принял министр Пётр Столыпин, когда он 11 сентября 1910 г., проплывая по Волге на пароходе «Межень», остановился на несколько часов в Симбирске. Для обсуждения актуального вопроса сюда же был приглашён председатель правления ВБЖД князь Долгорукий. Ускорили принятие решения министром симбирские купцы и почётные горожане, доказавшие важность наличия моста для экономики города. После этого в 1910 г. в Санкт-Петербурге бы выпущен 4% займ Общества ВБЖД на нарицательный капитал 37 млн. 950 тысяч руб. (101 млн. 200 тысяч франков), с безусловной гарантией Императорского российского правительства об уплате процентов и погашения по облигациям. Облигации, исполненные на двух языках – русском и французском, – снабжались купонами на 10 лет. Погашение займа должно было проводиться в течение 76 лет, начиная с 1911 г. Во Франции облигации распространялись Частным Лион-Марсельским банком.
В начале XX века рубль обеспечивался золотом, поэтому четыре процента годовых считались хорошим доходом. В 1913 г. за три рубля можно было снять на месяц комнату в Москве, килограмм муки стоил 6 копеек, литр молока – 8, метр ситца – 18 копеек (при средней зарплате рабочего 22 рубля). Эта облигация с обеспечением в 187 руб. 50 коп. (500 франков), хранится в географическом кабинете-музее Туймазинской СОШ № 4 (после Октябрьской революции Советская Россия отказалась платить по долгам царского правительства, и все владельцы облигаций потеряли свои деньги). Короче, ЖД построили в долг, а долг так и не вернули...
28 августа 1911 года состоялось торжественное открытие участка Мелекесс – Бугульма протяженностью 255 верст. В это же время сдано в эксплуатацию деревянное здание паровозного депо станции Бугульма. Каменное здание депо на восемь стойл было построено в 1913 году. В депо эксплуатировались паровозы различных серий, в частности, ОВ, ОД, Б, Щ (кстати, перед ЖД вокзалом стоит Л-ка
).
Машинист бугульминского депо Мохин Н.И. на паровозе серии "Л".
Для обслуживания линии были созданы две дистанции пути – Нурлатская и Бугульминская. Параллельно шло строительство участка Бугульма – Чишмы. 15 августа 1914 года на станции Чишмы произошло соединение Волго-Бугульминской железной дороги с Самаро-Златоустовской. Таким образом, Волго-Бугульминская железная дорога стала звеном, соединяющим Московско-Казанскую и Самаро-Златоустовскую железные дороги и сыграла большую роль в экономическом развитии Средне-Волжского региона.
Расценки на билеты.
Я использовал следующие материалы:
• Газета "Куйбышевский железнодорожник" от 28.09.2012г.
• Статья Гузель Загидуллиной, девятиклассницы Туймазинской СОШ № 4
• Журнал чрезвычайного Бугульминского Уездного Земского Собрания от 20.03.1900г.
• Памятная книга Самарской губернии.
P.S. Надо как-нибудь подготовить статью про ВБЖД в годы Гражданской войны. Давно собираю материал про бронепоезда в Бугульме.