Интересные факты из истории Бугульмы

Новости, события, сплетни Бугульмы - делимся, обсуждаем!

Модератор: Вова

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение Mr.Fix » 05 янв 2014, 17:16

LInnA-2012 писал(а):Любая история интересна. Я имела в виду эту часовню:Изображение
Какой часовни касается история в этой статье? http://idel-journal.ru/ru/component/k2/item/519-bugulminskie-pobyivalschinyi.html

Я так думаю, что мое фото как раз и относится к истории из "Побывальщин". Я жил и живу недалеко от этого кладбища. За все детство я излазил его вдоль и поперек. Сколько себя помню, на месте этой маленькой часовенки находилась груда камней с разросшейся из-под них старой акацией. В "графских развалинах" еще угадывались остатки стен. Оказавшись там лет 6 назад я был приятно удивлен и сделал эту фотографию отстроенной часовенки.
Что касается большой часовни на входе, то пацанами мы залезали на крышу по большой старой березе, которой уже нет. Она росла из старой могилы около стены часовенки и одна из ветвей практически лежала на часовне. Стояли голые стены и потолок, частично перекрытый сверху остатками железной крыши. Помнится стропила были сколочены кованными гвоздями. Естественно, мы искали там "клад" :D . Внутри было сделано то, что мы умеем организовывать лучше всего - свалка. Больше я о ней ничего не знаю, пока.
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Бронепоезд в Бугульме 1

Сообщение Mr.Fix » 06 янв 2014, 16:23

А был ли бронепоезд?
Однажды один человек, увлекающийся историей нашего края, поведал мне о том, что в районе деревни Вязовка в годы Гражданской войны находилась батарея чехословаков, которая обстреливала бронепоезд Красной армии на подъездах к Бугульме. Меня тогда заинтересовал и сам бронепоезд и его судьба.
Первое упоминание о броне поезде (БП) я встретил у В.Тимофеева в его повести «На незримом посту - Записки военного разведчика»:
«На станции Бугульма под парами стояли два бронепоезда и небольшой воинский эшелон…
Зал кинотеатра (считаю, что это был КТ «Заря», построенный купцом Ш.Л.Хакимовым) набит до отказа. Сквозь махорочный дым еле виден накрытый кумачом стол. За столом - члены уездного ревкома: Петровская, Просвиркин, двое в военной форме, матрос и трое в гражданском…
Затем выступил смуглолицый, с рябинками на загорелом лице моряк. Матросская форма ладно сидела на нем. На плечевом ремне маузер в деревянной кобуре, за поясом наган, сбоку две гранаты, на груди крест-накрест пулеметные ленты…
- Кто это? - спросил я соседа.
- Не знаешь командира бронепоезда Андрея Полупанова? - удивился паренек…
Затем выступил командир бронепоезда "Ленин" Сигизмунд Гулинский.».
Два БП! Это уже интересно. Я так и не определился, считать ли повесть Тимофеева автобиографичной? Тем более что некоторые описываемые в ней события идут в разрез с книгой нашего краеведа В.Г.Сальникова «Бугульма. Год 1917…». Упоминание обоих БП встречается на просторах интернета. Упоминание о БП под командованием лихого матроса, бывшего анархиста А. Полупанова упоминается чаще. Да он и сам в свое время описал свой боевой путь в одноименной книге.
Изображение
Собственно говоря, в итоге я насчитал четыре (!) БП Красной армии, действовавших на Волго-Бугульминской Железной Дороге в районе нашей Бугульмы за время Гражданской войны.
Немного об истории БП в Красной армии из книги М.Барятинского "Бронетанковая техника СССР 1939-1945": 31 января 1918 года для «управления всеми броневыми частями Российской Советской Республики» был создан Совет броневых частей, получивший название «Центробронь». Спустя полгода его преобразовали в Броневое управление, а затем в отдел ГВИУ. Развертывание броневых сил Красной Армии и снабжение их боевой техникой — бронеавтомобилями, бронепоездами и танками — осуществлялось по двум направлениям: ремонт и восстановление оставшейся от Русской армии или захваченной у белогвардейцев и интервентов боевой техники и организация выпуска новой. В результате к концу гражданской войны броневые силы республики имели в своем составе 105 бронепоездов, 52 автоброневых и 11 автотанковых отрядов. Я понимаю, что в то время был бардак и неразбериха, поэтому даты событий приведенные упомянутыми здесь и далее авторами «не бьются».
Продолжение следует
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Бронепоезд в Бугульме 2

Сообщение Mr.Fix » 07 янв 2014, 16:38

Бронепоезд «Свобода или смерть».
В интернете можно найти список всех БП Красной армии. Самое интересное, что БП с таким названием в нем не существует, хотя название «Полупанов» можно рассмотреть на бронированном паровозе из снимка.
БП А.Полупанова «Свобода или смерть»:
Изображение
Приказом по армии за № 336 от 22.02.1918 г. командиром БП назначен бывший матрос с эсминца А. В. Полупанов, ставший впоследствии командующим Днепровской военной флотилией.
Открытка с А.Полупановым времен СССР:
Изображение
А.Полупанов в годы Гражданской войны:
Изображение
Сам Полупанов в своей книге называет его под номером «4». Но под таким номером в списке значится БП «Коммунар». В большинстве статей он обозначен под номером «2», а в списке под этим номером «Победа или смерть». Что же, пришлось принять за истину.
Откуда он появился? Полупанов с матросами захватил БП, когда тот находился на ремонте в Киеве (по другим источникам – в Одессе). После смены власти в стране, БП оказался в руках войск Украинской Центральной Рады, захватившей власть в Киеве, и был вскоре переименован в «Славу Украине». Но уже в конце января 1918 года украинская столица была захвачена большевистскими войсками, и бронепоезд прибрали к рукам матросы из отряда А.В. Полупанова, назвав его «Свобода или смерть». Сам Полупанов почему–то был уверен, что ему достался бронепоезд, подаренный германским кайзером Петлюре, о чем он сообщает в своих мемуарах. То ли память его подвела, то ли наемные писаки, сочинявшие за него воспоминания, перепутали все на свете, но русский бронепоезд его стараниями на долгие годы превратился в бывший германский.
Или вот еще перл: За этот бронепоезд Петлюра заплатил немцам 40 тысяч пудов хлеба и 20 вагонов сала (!) - http://kappel.ru/. «На паровозе имелась медная доска, говорящая о том, что сам кайзер посылает крепость на колесах для разгрома большевиков. Надпись сняли, а орудия и пулеметы повернули против врага» - Полупанов. Если учесть, что еще продолжалась первая мировая война, и на фронте не все части русской армии разбежались по домам, как немецкому кайзеру удалось пригнать в Киев бронепоезд, остается загадкой. А ведь он мог ему пригодиться и самому, учитывая ситуацию, в которой находилась Германия. К тому же, Петлюра в то время были далеко не главной фигурой на украинской политической сцене, а если учесть, что он был видным деятелем социал-демократии, то его фантастическая дружба с германским кайзером …Звезда Петлюры взошла гораздо позже, в конце 1918 года. Чтобы знать это, не надо быть профессиональным историком, достаточно прочесть «Белую гвардию» очевидца описываемых событий Михаила Булгакова. Хотя в советской исторической литературе предпочитали пугать народ страшным Петлюрой, противореча правде истории. Но главная изюминка этой фантастической истории, это конечно памятная доска от кайзера Вильгельма!
«История этого бронепоезда большая. Она началась в январе 1918 года, когда семнадцать балтийских и черноморских матросов вместе со своим командиром А. Полупановым, рослым, очень сильным человеком, взяли после восьмидневного боя в Киеве петлюровский бронепоезд. Трофей был захвачен в огне и дыму на самом вокзале Киев-1» - А это уже написал Всеволод Вишневский в 1939г. Романтично.
Продолжение следует
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Бронепоезд в Бугульме 3

Сообщение Mr.Fix » 09 янв 2014, 13:06

Дроговоз И. Г. В своей книге «Крепости на колесах» утверждает: «Отряд, сформированный из черноморских моряков, возглавил который матрос А.В. Полупанов, отправился к Киеву. Украинская столица в это время переживала бурные времена. На революционной волне семнадцатого года всплыла самопровозглашенная Центральная Рада, провозгласившая своей целью государственную независимость Украины. По дороге к Киеву, на станции Синельниково, отряд Полупанова при помощи местных железнодорожников построил примитивный бронепоезд». Его версию поддерживает и участник ГВ, писатель С.С.Хесин.
Скажем так, история появления легендарного БП обросла усилиями советских историков сказочными подробностями.
Опущу приключения БП на Украине, где он оставил видимый след. Замечу только, что в феврале 1918г. в Одессе, к нему подцепили захваченный мотоброневагон «Заамурец». История появления мотоброневагона «Заамурец» более менее ясна. Я склоняюсь к версии, что это бывший БП русской армии. Это был БП так называемого типа «Хунгуз» . Хунгузы (хунхузы) — это название китайских бандитов, которые нападали на КВЖД в 1900—1902гг. и в 1904— 1905 гг. В «память» о них заамурцы и назвали свой первый БП. Не буду утомлять рассказом, причем тут заамурцы, а оказался он на западе, потому, что война началась с Германией. Аналогов в мире у него не было. С габаритами значительно меньше обычных тогда БП, он значительно превосходили в скорости и маневренности, уступая лишь количеством орудий. Преимуществом мотоброневагона было и отсутствие дыма, что затрудняло противнику его обнаружение. В состав каждого БП, как правило, входили бронепаровоз серии "Овечка", который соответственно дымил, и две бронеплощадки. "Заамурец" имел бензиновые ДВС.
«Заамурец» до и после модернизации 1917г.:
Изображение
Паровоз серии «Ов» или «Овечка»:
Изображение
Кстати, если кто читал книгу В.Г.Сальникова «Бугульминские рассказы» про Я.Гашека, то видел в ней фотографии БП «Свобода или смерть» в Симбирске и мотоброневагон «Заамурец». Хочется немного уточнить. На фото в Симбирске стоит БП «Свобода или смерть» с «Заамурцем» на переднем плане. Фото сделано в середине июня после митинга перед отправкой на Бугульминский фронт. По другой версии, на фоне БП в конце июля 1918г. позируют уже чехословаки. Конечно, в пользу этого говорит форма солдат на фото. В отличие от «разношерстной» формы наспех собранных отрядов Красной армии, форма кадровых военных выгодно отличается. А именно чехословацкий легион был на тот момент единственной крепкой боеспособной единицей в России.
Да и называется БП уже «Орлик», но об этом позже:
Изображение
А на фото, сделанном позже в Уфе, запечатлены чехословацкие легионеры (опять же обратите внимание на форму), пулеметчики 4 полка на импровизированном броневагоне (сделанном, скорее всего, из угольного полувагона) того же БП «Орлик»:
Изображение
Как бы то ни было, в марте 1918 г. мотоброневагон был включен в состав красного бронепоезда «Полупановцы».
После Украинских событий в своей жизни, БП получил приказ: В Москву — на ремонт. Коломенский завод взялся за дело. 18 апреля 1918 года был подписан приказ «Центроброни» о ремонте, 27 мая бронепоезд был готов. «Тысячные толпы рабочих провожали бронепоезд. Он весь сверкал. Ремонт был сделан основательный, капитальный, на совесть. Бронепоезд был отправлен на Восточный Фронт. В Симбирск он прибыл 4 июля (!) 1918 года. В дороге шла непрерывная работа: забивались пулеметные ленты, проверялись лафеты орудий, углы обстрела. Настроение команды было приподнятое, боевое. Матросы рвались в бой» - Всеволод Вишневский. Февраль 1938г. Сам Вишневский воевал в годы ГВ на БП «Грозный».
А вот как пишет об этом Гордеев В.Л.: В Мелекесс бронепоезд с отрядом матросов переброшен из-под Одессы и Мелитополя, в начале июня (? – или июля, с Украины? Сам черт тут ногу сломает. Опять происки ретуширующих историю писак?). Фактически (Полупанов) заменил власть в Мелекессе, «производил самоличные аресты, подписывал приговоры». Бронепоезд участвовал в боях под Сызранью, и Бугульмой. 7 июля (!) командарм Тухачевский приказывает Полупанову: «Немедленно займите Бугульму поездом и имеющимися частями». В Мелекессе Полупанов оборудовал ещё и блиндированный поезд, сумев там подавить антибольшевистское выступление офицеров и горожан 12 июля орудиями бронепоезда. 17 июля оба бронепоезда (!), на которые очень рассчитывали в обороне города местные партийцы, оставили Мелекесс – «Бери да помни. Мелекесские истории» 2000 г. Книга эта «исторически» не очень – ИМХО! Чего стоит описание «командования» Я.Гашека в самом Мелекесе…
Упоминается БП Полупанова и в эпизоде с 14-ти павшими дружинниками на станции Дымка. Тимофеев: «Белогвардейцы на станции Дымка дрались с ожесточением, то и дело переходили в контратаки. Им удалось забросать гранатами, а затем и подорвать переднюю платформу бронепоезда № 1 (Тимофеев упоминает БП «Ленин»), а пехотинцев Гулинского (командир БП №1) потеснить за семафор.
Неизвестно, чем бы закончилась эта схватка, если бы не подоспел бронепоезд "Свобода или смерть!" с тремя сотнями (!!!) моряков-десантников.
Полупанов остановил свой бронепоезд за семафором, выслал вперед разведчиков, следом за ними - отряд моряков, а сам, забравшись на орудийную башню, стал рассматривать в бинокль позицию белогвардейцев. Шесть пушек и сорок пулеметов бронепоезда были наготове.
- Шрапнелью... Прицел... Огонь! - наконец протяжно скомандовал Полупанов.
Прогремел залп. Бронепоезд вздрогнул и попятился на тормозах.
Белогвардейцы выкатили на открытую позицию полевые пушки, чтобы с ближней дистанции уничтожить подбитый бронепоезд Гулинского. Полупанов заметил это и, выручая попавших в беду "братишек", открыл по батарее белых огонь прямой наводкой...»
Памятник на могиле 14-ти павших дружинников, середина ХХвека:
Изображение
Продолжение следует
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Re: Интересные факты из истории Бугульмы

Сообщение Mr.Fix » 11 янв 2014, 19:41

Я понимаю, что Бугульма в июле 1918г. три дня переходила из рук в руки. Попытаюсь :geek: привести хронологию из разных источников:
5 июля
Командарм Тухачевский приказывает А.Полупанову: «Немедленно займите Бугульму поездом и имеющимися частями. Во что бы то ни стало, держитесь до прихода подкреплений! ... когда наблюдатель сообщил, что чехи с передовых линий отходят к вокзалу и реже стал вражеский огонь, я отдал приказ:
– Машинист, – полный вперед! Встать у вокзала! Приготовиться к высадке!
Не переставая грохотать орудиями и пулеметами, рванулся бронепоезд вперед. Стих вражеский огонь. Чехи в беспорядке отступали. Бронепоезд встал у деревянных платформ станции. Матросы с криком «Ура» бросились преследовать охваченных паникой бегущих куда-то чехов. Бугульма перешла в руки матросов» - А.Полупанов «Бронепоезд «Свобода или смерть».
7 июля
Белочехи без боя заняли станцию и город Бугульму - Сальников В.Г. «Бугульминские рассказы. Я.Гашек»
Бугульму занимают белочехи. Но вскоре город снова отбит Красной армией - В.Троцкий «Чехословаковщина» ГВ в Ср. Поволжье. ГосИздат 1930г. Стр.17.
10 июля
Белочехи вступили в Бугульму. Их встретили хлебом-солью. Но вечером город с помощью БП «Свобода или смерть» отбили красные - «На высоком месте».
Была (хоть и с большим трудом) занята Бугульма, а до Уфы оставалось всего 3 станции. Но в этот момент попросту кончились снаряды, а в доставленных снабжением (из Симбирска) через некоторое время ящиках оказались боеприпасы другого калибра – городской сайт Ульяновска.
«Заняв Бугульму, бронепоезд прорвал чехословацкий фронт. Двигаться дальше в тыл чехов было опасно. Обещанного прикрытия не было. Боеприпасы подходили к концу. Через два дня пришли три вагона снарядов. Но каково же было возмущение команды, когда выяснилось, что два вагона снарядов не годятся. Они были не подходящего, более крупного калибра. Не отвечая на запросы, Муравьев сыпал телеграммы: «Выступайте преследование чехов направление Уфа. Высылаю подкрепление». Делать было нечего. Отправив два вагона снарядов обратно в Симбирск, бронепоезд, выполняя приказ главкома, вышел на Уфу. Верстах в тридцати от Бугульмы на полустанке, с трудным татарским названием, бронепоезд догнала телеграмма Муравьева: «Германия объявила войну и вторгается на Украину. Бронепоезду и всем частям казанского направления выйти из соприкосновения с чехами и направится на Украину» - А.Полупанов «Бронепоезд «Свобода или смерть».
В ночь с 9 на 10 июля Муравьёв, бросив штаб фронта в Казани, без ведома реввоенсовета фронта погрузил два лояльных себе полка на пароходы и отбыл из города. Перед мятежом успел приказом по фронту перебросить из Симбирска в Бугульму местную коммунистическую дружину - Википедия.
12 июля.
«Ликвидирована советская власть; восстановлены городская дума, и управа; назначены новые городские выборы» , из газеты социал-демократов меньшевиков «Вечерняя Заря» № 97 - В.Троцкий «Революция 1917-1918 г.г. в Самарской губернии (хроника событий)» Том 2. 1918г.
13 июля
После трех дневных боев за Бугульму, красные отступили. Добровольческий сводный отряд штабс-капитана Степанова, в котором были, как чехословацкие подразделения, так и офицерские роты Народной, армии захватил Бугульму - «На высоком месте».
М. А. Муравьев застрелен в Симбирске (по другим источникам 10 июля, с 11 июля фронтом командует И. И. Вацетис).
Отряд во главе с членами ревкома Петровской и Просвиркиным остался в уезде, чтобы собрать силы для партизанской борьбы - Г. Рахманько «Бугульминская газета» от 04.06.1992г (Это строки из повести В.Тимофеева). В то же время Сальников пишет, что ревком был в Чистополе: «С целью агитации против мобилизации населения в белую добровольческую армию и против Учред.Собрания выехали из Чистополя в Бугульму А.Г.Белоклоков, Е.П.Петровская, С.С.Просвиркин, В.Ракитин, В.Ф.Арзютов - Сальников В.Г. «Бугульма. Год 1917…» стр. 67 и В.Ф. Арзютов в своих воспоминаниях (парт.архив Тат. ОК КПСС) стр.72 там же.
Комендантом Бугульмы от войск Комуча назначен прапорщик (129-го запасного Бугульминского пехотного полка?) А.Е.Слесарев - Сальников В.Г. «Бугульма. Год 1917…».
БП с прицепленным мотоброневагоном (на заднем плане, за бронированным паровозом "Ов"):
Изображение
В середине июля БП уже в Мелекесе: «Мелекесс был освобожден от Советской власти в понедельник 15 июля. Да, 2 дня с боями под Бряндино и Чердаклами, под прикрытием бронепоезда Полупанова ревком, красногвардейские дружины, семьи и сторонники большевиков двигались к Симбирску. 17 июля они прибыли туда. Но в это время Мелекесс то был уже свободным! Это в своих воспоминаниях и дневнике подтверждают А.Алексеева и Ю.Букин. Алексеева пишет о том, что они не просто садились в поезд, а: "...отряд отступал с боями» … В ночь на 18 июля командующим большевистскими войсками товарищу Полупанову, главнокомандующим Тухачевским, вновь было приказано взять Мелекесс, что первым и было выполнено» - Гордеев В.Л. «Бери да помни. Мелекесские истории». Ну вот, Гордеев назначил Полупанова командующим войсками :? .
Из воспоминаний штабс-капитана А.К.Степанова (отряд которого участвовал в захвате Бугульмы): «Отряд товарища Полупанова был начисто ликвидирован, а красные, двигавшиеся по тракту со стороны Ставрополя (с 1964г. – Тольятти), получив сведения о взятии Мелекесса (ныне Димитровград), повернули прямо на северо-запад, предполагая, видимо, попасть раньше нас к мосту через Волгу.
… Характерно последнее донесение Полупанова по аппарату: "И все мои войска разбиты, и все машины я потерял, и остался я один, и сам я болен и сам я уезжаю", но еще более характерен предыдущий обмен мнениями большевистских командующих: "какого-ж... вы сукины сыны, не высылаете..,?" Ответ: "...а где ж, в... тебе ее, мерзавец, найдем!" Было ясно, что дорога на Симбирск открыта!» Ну что же, пусть и эта версия противоположной стороны военного конфликта живет…
В конечном счете, БП Полупанова с передрягами отступил в Симбирск под натиском чехословацких легионеров (мне все-таки привычнее их называть белочехами) и Народной армии. Тут произошла «финальная» сцена.
Советский командующий Гай ничего не смог противопоставить «коронному» внезапному фланговому манёвру Каппеля, ранним утром 21 июля сбившего красную оборону Симбирска и, перерезав железную дорогу Симбирск-Инза, с тыла ворвавшемуся в город.
«…Отступление отрезано. Бронепоезд в ловушке, подстроенной подлым предателем Муравьевым. Сзади и со стороны Сызрани наседают чехи. Единственный отход на Рузаевку невозможен – взорваны мосты. Положение критическое. Выход один – выступить на фронт и драться до последнего, но не отдать бронепоезд врагу…
…далекие орудийные взрывы предвещали может быть последний бой.
Прошли минуты испытания. Среди полупановцев не оказалось ни одного труса.
- Итак, слабых нет, - сказал я – Так поклянемся же, товарищи, биться за советскую власть, за революцию, за Ленина, за Сталина (! 8-) ) до последнего патрона, до последней капли крови. Поклянемся умереть друг за друга, но не дать восторжествовать врагу рабочего класса!
…Три дня метался матросский бронепоезд в огненном кольце. То рвался вперед, навстречу чехословацким тяжелым орудиям, то откатывался назад, к зияющей пропасти разрушенного моста над широкой Волгой…Опустел бронепоезд. Заложены подрывники в снарядохранилище. Подпалив шнуры, ссыпались под откос, к стоящей внизу команде четверо бойцов. Секунды крайнего напряжения и… наступившую ночь разорвали невероятной силы взрывы. Огонь на мгновение осветил черные тела бронеплощадок. Лязг железа.… И снова тишина.… Снова чернеет на линии бронепоезд: не так-то легко его взорвать. Покосилась и осела лишь задняя площадка. Наспех разобран путь у моста. Бросился машинист к паровозу, перевел рычаги. В последний раз рванулся вперед матросский бронепоезд «Свобода или смерть» и загрохотал вниз. Мириадами брызг разошлась широкая русская река и вновь сомкнулась бурлящим водоворотом, остудив горячую броню своими глубокими прохладными водами…»
Страница мемуаров Полупанова издания 1939г.:
Изображение
Продолжение следует
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Бронепоезд в Бугульме 5

Сообщение Mr.Fix » 13 янв 2014, 18:48

А вот концовка после «переиздания» его же мемуаров: «Утром 22 июля готовились снова пойти в атаку, но в это время получили известие, что части симбирского гарнизона оставляют позиции и отходят в разных направлениях, что со стороны станции Чердаклы к Волге продвигаются белочехи. Атаку мы начали, но она быстро захлебнулась. Нам грозило окружение. Поэтому решили отойти и укрепиться между Винновской рощей и городом. Когда не стало чем стрелять, команда начала отходить к городу.
Бронепоезд стоял под прикрытием холма, в лощине.… С каждым часом усиливается угроза захвата бронепоезда белыми. Совместно с Самокишем, Васильевым, Гимельштейном, Кравчуком принимаем решение: уничтожить его…
Селецкий спрыгивает с паровоза, когда состав уже входит на мост. Гудит первая уцелевшая ферма.… На миг бронеплощадка повисает в воздухе, затем падает вниз. За нею с грохотом и железным скрежетом летят паровоз, вагоны…Огромные фонтаны и мириады брызг поднимаются вверх. Расступается и вновь смыкается бурлящий водоворот, расходится широкими кругами…» (Биться за Сталина уже и не собирались ;) ) - Полупанов А.В. Свобода или смерть.- Донецк. Донбасс,1966г. Сталин умер в 1953г. Если мне память не изменяет, это единственный автор - А.Полупанов - который "двинул" лозунг за Сталина во время ГВ. Оно конечно понятно, когда войска воюют под командованием этого человека, но Сталин входил в состав Реввоенсоветов Западного, Южного, Юго-Западного фронтов и, как следствие, не командовал под Симбирском. В общем, бронепоезд пустили под откос... :(
Или вот еще: «22 июля в 9 утра Симбирск был занят войсками белых, диверсионные группы которых подорвали железнодорожные пути на маршруте отхода бронепоезда. Полупановцы отступили к вокзалу - на Киндяковку, выслав оттуда вперед по пути следования отряд пехоты и бригаду ремонтников, чтобы держать железнодорожные пути в надлежащем состоянии. Пытались прорваться к Инзе, вслед за штабом армии, но диверсанты дело свое знали туго, путь был перебит основательно. Полупанов принял решение пустить свою бронированную «игрушку» с насыпи у моста через Волгу...».
Захватив один из последних пароходов, команда БП уплыла по Волге на Казань. Но у Старой Майны пароход был захвачен белыми, и команда бронепоезда расстреляна вместе с отрядом венгров-интернационалистов (скорее всего, это дало волю трактовать концовку БП). Полупанову и коменданту БП Н. Гимельштейну удалось бежать лесами на Казань. По легенде, бойцы "не сдали" командира и комиссара. А бронепоезд - а бронепоезд утопили...Изображение
Затем тов. Полупанов командовал Днепровской военной флотилией (1919 год), служил комиссаром для особых поручений при командующем Волжско-Каспийской флотилией Ф. Раскольникове. Вероятно, за боевые заслуги потерю БП ему простили. В 1920 командовал отдельной огневой бригадой под Каховкой, потом командир бронечастей 6-й Армии. После Гражданской войны на партийной и хозяйственной работе. Награждён орденом Красного Знамени (1921 г.). В честь А.В. Полупанова были названы улицы в Киеве, Ульяновске, Евпатории, Чернобыле.
Небольшое отступление. Из «Доклада командования фронта в высший военный совет и НарКомВоен об обстоятельствах сдачи Симбирска» Главнокомандующим фронтом Вацетиса от 25.07.1918г.: «К моему приезду на фронт все армии находились в отступлении. Муравьевская (о ней сказано выше) авантюра расстроила фронт армий и штаб фронта; последнее особенно чувствительно сказывается в настоящее время на правильном управлении армиями. Наши армии не имеют кавалерии, противник же имеет ее в лице казаков. При отходе наших армий конница противника постоянно угрожает обходом флангов, ударом в тыл и разрушением наших сообщений. При подобной обстановке шансы борьбы на стороне, противника. Планомерное отступление обращается в бегство и в бедствие. В таком положении очутилась наша 1 армия, отступавшая от Бугульминского направления на Симбирск. Отступление было не планомерное, походило на панику: бросали орудия, броневой поезд (вот он, красавец! :D ), войсковое имущество, несмотря на то, что никакой особенной опасности не было, за исключением появления конницы противника на наших флангах и в тылу». Бронепоезд просто бросили... :evil: "Где правда, брат" (С)
Думаете, что БП взорвали, утопили, пустили под откос? Как бы ни так!
Продолжение следует
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Бронепоезд в Бугульме 6

Сообщение Mr.Fix » 16 янв 2014, 19:49

Возрождение бронепоезда.
Ремонт путей белочехами у Симбирска:
Изображение
И все-таки: среди прочих трофеев при взятии Симбирска белочехам достался бронепоезд с надписью белой краской на борту «Свобода или смерть». Поезд свисал с насыпи около правобережной части моста через Волгу, а под откосом валялась бронированная платформа и части от автомобиля. На первый взгляд казалось, что поезд взорвали белые, подложив взрывчатку на рельсы. Но это было не так – поезд попыталась пустить под откос его же команда, как и описано выше. По другим сведениям солдаты чехословацкого корпуса подняли затонувший (!) бронепоезд - Рождение “Орленка” как история хаоса - http://ulgrad.ru/?p=72901.
Версия, как белочехи взяли бронепоезд "Орлик" с противоположной стороны: "... Красные утром решили взорвать мост через Волгу или сделать на нем крушение так или иначе их бронепоезд был нагружен взрывчатыми материалами и направлен со станции Симбирск II на мост. По каким-то причинам, как говорили, машинист был белый, поезд этот до моста не дошел, а остановился не далеко от станции. Часа в 2 дня чехи перешли мост и получили подарок наименованный ими "Орлик" - из воспоминания А.А.П. в 1958 году в Беркли, рукопись вместе с архивом полковника Степанова (Собрание М.Блинова).
Рельсовый путь на мосту восстановили за несколько дней. Ещё несколько дней занял ремонт паровоза. В итоге к концу июля, хоть и лишенный большей части вооружения, бронепоезд был на ходу. И стал он называться Орлик! (Orlik – орленок, чешск.). После того, как были израсходованы все 57–мм снаряды к пушкам Норденфельда, орудия заменили стандартными трехдюймовками образца 1902 года.
Узнаете мотоброневагон? Это он в составе БП:
Изображение
Изображение
Капитан Шулявин на «Орлике» 1918г.
Изображение
Далее БП «Orlik » уже колесил по Самаро-Златоустовской ЖД и упоминания о пребывании бывшего БП «Свобода или смерть» в Бугульме я не встречал.
Сам БП «Orlik», без мотоброневагона «Заамурец». Вероятно, фото сделано где-то за Уралом:
Изображение
«Схематический» рисунок «Орленка»:
Изображение
С новой артиллерией, «Заамурец» действовал как отдельно, так и в составе БП, получив новое наименование «Orlik I». Дальнейшая судьба столь много повидавшего на своём пути мотоброневагона тоже весьма примечательна. Достаточно сказать, что он патрулировал Транссибирскую железнодорожную магистраль, сражался с красными партизанами на Дальнем Востоке, был захвачен у белочехов японцами, по некоторым данным через некоторое время возвращен назад, а по некоторым – отдан отступающим белогвардейцам. В 1922 г. с остатками Белой армии ушел в Китай, где он входил в состав Китайской армии, точнее, вооруженных сил «харбинских милитаристов». В 1930 г. мотоброневагон опять захватили японцы. Далее след «Заамурца» теряется.
Мотоброневагон на Дальнем Востоке 1920г.:
Изображение
Мотоброневагон «Заамурец» под чешским и японским «брендами»:
Изображение
Мотоброневагон «Orlik», якобы в Китае:
Изображение
Продолжение следует...
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Бронепоезд в Бугульме 6

Сообщение Mr.Fix » 18 янв 2014, 21:01

Надеюсь, не утомил :D

Бронепоезд «Ленин»
Тимофеев в своей повести обозначает БП под командованием С. Гулинского за номером «1». Опять же обратившись к списку БП Красной армии, я обнаружил, что под этим номером значится БП им. Володарского, действовавшего на Северном Кавказе. И вообще, существовало множество БП с таким названием, В.И.Ленин был тогда «в тренде» и они появлялись на различных фронтах на протяжении всей гражданской войны.
Судя по всему, БП Гулинского пережил бой у станции Дымка, захват Симбирска белочехами. В дальнейшем он участвовал в Симбирской операция 9-28.09.1918г. Восточного фронта РККА против белогвардейцев. Его и БСЭ упоминает.
«11 сентября… Бронепоезд им. Ленина, которым командовал С. Гулинский, захватил железнодорожный мост через Волгу. К 12 часам 12 сентября атакой с трёх сторон Симбирск был взят» - Н.И. Корицкий. Первая революционная. Как сражалась революция: рассказы участников гражданской войны. 2-е изд. М., 1989. стр.41-42.
«Стрелковая бригада Седякина с приданным ей бронепоездом под командованием Гулинского вышла на восточную окраину города .
Оценив обстановку, командование красных возложило захват переправы на команду бронепоезда. Учитывая возможность минирования противником моста, перед атакой был пущен брандер (таран) — черный паровоз без обслуживающего личного состава.
Командир бронепоезда белых не сумел вовремя сориентироваться и вывести состав из-под удара, в результате чего произошло столкновение брандера с бронепоездом. Была разбита бронеплощадка.
Красный бронепоезд устремился в атаку вслед за брандером, но на мосту с ним произошла авария: вследствие порчи пути, по-видимому, от артиллерийского огня, бронепоезд сошел с рельс, не дойдя до противоположного берега реки.
Тем не менее, пехота красных, увлеченная примером своего бронепоезда, быстро перешла через мост и сбила противника с его оборонительных рубежей, преследуя до Верхней Часовни. Моральный эффект даже от неудачной атаки бронепоезда в этом случае послужил залогом успеха выполнения трудной боевой задачи» - это упоминание о БП от И.Г.Дроговиза из книги «Крепости на колесах»
Больше мне о нем ничего пока не удалось найти. Наверное, это был этакий «самопальный» БП, собранный из подручных средств.
Оба эти бронепоезда относятся к белочешскому периоду Гражданской войны в нашем крае.
14 октября 1918г. (13октября - утверждает книга «На высоком месте» и БСЭ) Бугульма взята Красной армией, писала газета «Приволжская Правда» ( орган РКП(б) - В.Троцкий «Революция 1917-1918 г.г. в Самарской губернии (хроника событий)» Том 2. 1918г.
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Бронепоезд в Бугульме 7

Сообщение Mr.Fix » 19 янв 2014, 20:54

«Колчаковский» период.
Советская республика испытывала ряд продовольственных затруднений к весне 1919г. Противник проглядел только одно невыгодное для себя обстоятельство. Крестьянство в своем повстанчестве не выбрасывало лозунгов борьбы против советской власти, что свидетельствовало о прочном внедрении в нем самой идеи советской власти взамен идеи учредительного собрания. Продовольственная разверстка особенно остро была почувствована крестьянством Поволжья. Здесь, в ближайшем тылу красного Восточного фронта, прокатилась волна крестьянского повстанчества по Симбирской и Казанской губерниям. Это обстоятельство в связи с неудачей 3-й красной армии и отправкой части сил с Восточного фронта на Южный создавало для армий Восточного фронта положение временной слабости.
Пользуясь этим положением, Главное командование противника решило продолжать стремиться к нанесению решительного удара на северном операционном направлении через Пермь — Вологду. Удар в этом направлении при удаче приводил его к соединению с войсками интервентов на Северном фронте. Соединившись же с интервентами, Колчак от Вологды мог развивать удар на Петроград — в обход оборонительной линии Волги и Камы. Одновременно с этим ударом белое командование нацеливало сильный удар на линию средней Волги, примерно на фронт Казань — Симбирск, что кратчайшими путями выводило его на важнейшее для обеих сторон Московское операционное направление и давало ему две постоянных переправы через Волгу (мосты у Свияжска и Симбирска). Последнее направление являлось более важным потому, что проходило по более населенными богатым местными средствами губерниям и сближало войска Колчака с армиями южной контрреволюции – Н.Е.Какурин, И.И.Вацетис «Зимняя и весенняя кампании 1918–1919 гг. на Восточном фронте».
И как следствие, подтянув резервы, войска Колчака прорвали фронт южнее Уфы. В составе 5-й армии действовавшей в нашем крае входили: бронепоезд "Ермак", позднее бронепоезда "Товарищ Назаров" и "Роза Люксембург". Начальником бронесил 5-й армии был златоустовский железнодорожник А.Г. Назаров.

БП «Ермак»
В списке БП Красной армии значится БП «Ермак Тимофеевич» за номером «18». Но он был разбит на Южном фронте 02.10.1920г., об этом пишет И.Г.Дроговоз.
БП под названием «Ермак» имелся и у белогвардейцев — легкий бронепоезд Донской армии, входил в состав 4-го бронепоездного дивизиона и 1-го броневого железнодорожного полка и впоследствии захваченный Красной армией.
Оба колесили очень далеко от Бугульмы, который тогда наш «Ермак»? Б.Н. Чистов "Подвиг железнодорожников". стр. 170: "Волгобугульминцы имели славные революционные традиции... Летом 1918 года, когда подняли мятеж чехи, они создали бронепоезд и под руководством комиссара дороги, старого большевика Алексея Герасимовича Степанова, дали бой контрреволюции…"
"Беспримерное мужество проявили уфимские железнодорожники. В обстановке ожесточенных боев на ближних подступах к городу закончили ремонт бронепоезда. Большую роль в боях сыграл отремонтированный уфимцами бронепоезд "Ермак". Он охладил пыл колчаковцев, рванувшихся от станции Чишмы вдоль Волго-Бугульминской дороги..." Вероятно, БП был отремонтирован в марте1919г. в Уфе, а под натиском генерала Ханжина (колчаковцы взяли Уфу 13.03.1919г.) откатился до ст. Чишмы и далее до Бугульмы и Симбирска. Вопрос открытый – что они в Уфе отремонтировали? Может БП Гулинского, который я утерял в своих поисках после осеннего наступления 5 Красной Армии через Бугульму и далее на Уфу?
Там же, стр. 176. "За рекой Ик появился бронепоезд "Ермак". Услышав об этом, Назаров (находящийся в Симбирске) оживился.
- Завтра поеду на фронт, - сказал он, - посмотрю, как действует "Ермак", узнаю, что требуется от нас. Утром 31 марта Назаров с группой симбирцев был уже на "Ермаке". Бронепоезд прикрывал отход частей 3-й бригады 27-й дивизии. Он энергично отбивался от вражеского бронепоезда "Орел" и зашедшей во фланг батареи колчаковцев. Однако к вечеру положение ухудшилось. Обходным маневром противник захватил станцию Туймаза, находившуюся в тылу бронепоезда. Команде "Ермака" ничего не оставалось, как пустить бронепоезд под откос и пробиваться к своим. " Печалька… :(
Продолжение следует...
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Бронепоезд в Бугульме 8

Сообщение Mr.Fix » 22 янв 2014, 21:30

С целью соорудить нечто вроде бронепоезда, Назаров отправился на станцию Ютаза, где находился штаб 3-й бригады. Командир бригады И. Ф. Блажевич и комиссар С. А. Вайнер сразу оценили важность предложения железнодорожников и сделали необходимые распоряжения. Оказалось, что один командир батареи уже пытался приспособить орудия для стрельбы с открытых платформ. Но орудия нельзя было разворачивать, и они стреляли лишь прямо перед собой. Не ладилось и с блиндированием. Железнодорожники во главе с Назаровым взялись оборудовать поезда. Через два дня был создан целый бронеэшелон: три пустые платформы, за которыми располагался вагон-пульман с пулемётными амбразурами и бойницами для стрелков. Железные стены вагонов были залиты бетоном. Сверху настланы шпалы, скреплённые проволокой, а поверх них – мешки с мукой (а то девать-то ее некуда!!!!). На трёх последующих открытых платформах, защищённых с бортов штабелями мешков и стальными пластинами, были установлены трёхдюймовые орудия – по два на каждой. С помощью довольно сложных приспособлений они могли стрелять в любом направлении. Позади артиллерийских платформ цеплялись два броне вагона для десанта. Всё это толкал перед собой паровоз, обшитый стальными листами. На передних платформах были сложены шпалы, запасные рельсы, домкраты, железнодорожные «лапы» и прочие ремонтный инструмент и материалы.
Назаров настоял на том, чтобы вести эшелон доверили ему. Замещающим его паровозным машинистом назначили коммуниста Владимира Петровича Крекшина, бывшего заместителя начальника Бугульминской участковой транспортной чрезвычайной комиссии (УТЧК). Назаров взял на себя и общее командование бронеэшелоном. В состав команды, собранной из рабочих Симбирска, Нижней Часовни, Мелекесса, Уфы, Бугульмы, вошли путейцы и слесари. Они являлись одновременно и ремонтниками и бойцами. Опираясь на опыт "Ермака", посчитали необходимым иметь на бронеэшелоне десантный отряд.
М. Г. Назаров спешил с формированием боевых сил для бронеэшелона и потому несколько своевольничал - формирующиеся в Бугульме отряды он присоединял к себе в качестве десанта. Назаров забрал также половину бугульминского коммунистического отряда, отозвав бойцов с перегона Бугульма-Мелекесс.
Весь день 5 апреля 1919г. ремонтники и десантники бронеэшелона возводили через реку Ик временный мост взамен взорванного белогвардейцами. Работы по устройству моста шли успешно. Уже укладывались рельсы. К закату солнца "мостишка был сочинен", как выразился Назаров. После пробы его ручной перекаткой груженных шпалами платформ тяжелый бронеэшелон перебрался на восточный берег.
На следующий день ему предстояло боевое крещение. Назаров назначил Г. М. Аманова командиром десантного отряда, а матроса балтийца И. М. Алехина - его помощником. С утра 6 апреля бронепоезд получил задание поддержать огнем наступление 3-й бригады на станцию Кандры.
«Змейкой вьется железнодорожная линия за рекой Ик среди высоких взгорий и холмов - отрогов Уральских гор. Ярко блестят они вешнем солнце чуть посиневшем снегом. Влево над кручей, раскинулось село Зеитово, занятое белыми. Серыми иглами торчат минареты мечетей. Наши наступающие цепи, продвигаясь низом, охватывали село. Бронепоезд открыл огонь. Над Зеитово заклубились дымки шрапнельных разрывов.
Артиллеристы били шрапнелью по Зеитово (Кучкин называет Заитово - все равно не нашел на современных картах :( ) и вскоре выкурили оттуда белых. Затем удачно обстреляли отступавший в гору неприятельский обоз. К полудню Зеитово было взято. Бронепоезд перенес огонь на села Атнагулово и Липовые Ключи. В этом направлении наступал 241-й Крестьянский полк, но атака захлебнулась из-за сильного пулеметного огня из Липовых Ключей. Огненный бой длился до темноты. Пробиться к станции Кандры не удалось: мост через речку Усень был разрушен белоказаками» – Б.Н. Чистов
241-й Крестьянский полк находился в составе 27 дивизии 5 Армии. Штаб 1 батальона тогда находился в деревне Татарская Тумбарла, ныне Бавлинский район, а штаб 2 батальона находился в деревне Репьевка, ныне не существует:
Изображение
Позже, под ударами колчаковцев, полк откатился до Тат.Дымской а потом и вовсе до деревни Сула и далее. В первых числах апреля уездный военкомат получил сведения, что противник обошел левый фланг 3-й бригады и приближается к Бугульме. Ночью в городе поднялась паника — жители города снялись с мест и в беспорядке бежали в тыл, так описывает панические настроения бугульминцев комиссар 27 дивизии А.П.Кучкин.
Вечером 6 апреля 1919г. разведка донесла, что со станции Чишмы вышел мощный вражеский бронепоезд "Орел" в составе шести стальных броневагонов со вращающимися башнями. Разведчикам было приказано разобрать и раскидать пути около усеньского моста, чтобы задержать "Орла". Воспользовавшись передышкой Назаров организовал подъем на рельсы трех валявшихся неподалеку броневагонов - остатков героического "Ермака". Ремонтники наскоро восстановили их и включили в состав своего бронепоезда. Блажевич уже намечал переправу через реку Усень, как общая обстановка опять изменилась не в пользу красноармейцев. Колчаковцы двинули навстречу 3-й бригады новые силы своего 2-го Уфимского корпуса, одновременно предприняли глубокий обход со стороны Чекана. В тылу бригады он перехватил разъезд Каркашлы. Назарову и комбриг Блажевич приняли решение, что бронеэшелон пойдет на запад, к Каркашлы. С ним отправилось больше половины десантников. Остальные вместе с железнодорожниками и бойцами 241-го Крестьянского полка остались отбивать наступление колчаковцев с востока.
7 апреля бронепоезд тщетно пытался сбить заслон белых у Каркашлы. У них оказались неплохие артиллеристы и много орудий. Едва бронепоезд показался из выемки, как на нем был разбит бруствер батарейной платформы и поврежден паровозный тендер. Подавить запрятанные далеко в кустах пушки бронеэшелону не удалось. Колчаковские снаряды вывели из строя половину артиллеристов, разметали слабенькие настилы бронеплощадок и ранили много десантников. От навесного огня бронеэшелон был беззащитен.
Путь отступления на Бугульму для красноармейцев был закрыт. Восточнее Туймазы к усеньскому мосту подошел БП колчаковцев "Орел". Кольцо вокруг 3-й бригады, сконцентрировавшейся в районе станции Ютаза сжалось. Командир бригады решил, пока не поздно, отвести бронепоезд от Каркашлы к Ютазе, сгрузить с бронепоезда орудия, пулеметы, боеприпасы и полевыми дорогами пробиваться к Бугульме. Вагоны и склады сжечь, а бронепоезд с паровозом пустить под мост через Ик. Ночью разоруженный бронепоезд Назаров собственноручно разогнал и на всех парах пустил его с обрыва. Сам он и его товарищ машинист Крекшин успели спрыгнуть. «Ермака» не стало…
Команда взорванного бронепоезда, преодолев за сутки 50 верст, добрались до ст. Дымка, а оттуда отряд был доставлен в Бугульму. Сам Назаров занялся оборудованием нового бронепоезда. Вывезенные из Ютазы орудия и пулеметы устанавливались на новый блиндированный состав.
Продолжение следует
Есть ли у меня план?
Аватара пользователя
Mr.Fix
завершено!
завершено!
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 13:58
Награды: 1
Историк-краевед (1)

Пред.След.

Вернуться в Жизнь города

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1