БП «Товарищ Назаров»И этот БП, как говорится «в списках не значится». А вот и сам список:
Правда тут нет БП №1, но есть список, где их, аж два.
БП Белой армии:
Для перехода в контрнаступление требовались новые броневые средства. Поэтому Назаров, оставив десантников на фронте, выехал в Симбирск. В Симбирском губкоме и горкоме РКП(б) М. Г. Назаров заявил, что он будет "сочинять" новый, уже настоящий БП. У горкома партии он попросил военно-политического комиссара. На районном партийном собрании железнодорожники заслушали доклад Назарова о гибели БП «Ермак».
Рабочие прямо с собрания, поднимая других с постелей, пошли на работу. Наутро четыре американских четырехосных вагона уже были готовы. Чтобы превратить их в грозный блиндированный поезд, были устроены вторые стенки, бойницы для пулеметов и винтовок. Две платформы подготовили для орудий. Нашлись бронеящики для хранения снарядов и бронещиты-прикрытия для команды. Простенки вагонов засыпали песком..
Имеющиеся на складах губвоенкомата японские орудия при выстрелах сильно отдают и для установки на БП не годились. Однако их легко было приспособить для кругового обстрела. Губком предложил губвоенкому выделить из гарнизона лучших артиллеристов и пулеметчиков в помощь бронепоезду. Вскоре по улицам Симбирска прогромыхали два орудия, а сзади шли 30 добровольцев-артиллеристов и пулеметная команда с шестью пулеметами. Через несколько часов орудия и пулеметы были установлены. На станции Симбирск-2 состоялись проводы нового бронепоезда.
На станции Часовня (вероятнее всего, Верхняя) бронепоезд с нетерпением ожидали 60 коммунаров-железнодорожников, отобранных начальником районного политотдела Семеновым в состав команды и десанта БП. Отряд железнодорожников скоро насчитывал более 200 человек. В его распоряжении было 2 орудия, 10 пулеметов, 160 винтовок. На станции Якушка к БП присоединился поджидавший его здесь вспомогательный ремонтно-строительный поезд. Он был полностью укомплектован квалифицированной рабочей силой и всеми необходимыми материалами, запасом телефонов, проводов. Кроме того, бронепоезду были приданы санитарный вагон с персоналом и медикаментами, вагон-пекарня, вагон-кухня с месячным запасом продовольствия.
По настойчивым требованиям рабочих бронепоезду было присвоено наименование "Товарищ Назаров". Михаил Григорьевич страшно сердился, но бойцы мелом и разведенной сажей написали это название на бортах броневагонов.
Неужели он хотел опять назвать БП «Ермак»?
В конце апреля 1919 года на фронте наступил перелом. Пополненные полки 27-й дивизии и подошедшие части 5-й дивизии сосредоточились для перехода в контрнаступление. По рубежу речки Кондурча, в 100 верстах от Волги, проходил передний план обороны колчаковцев. Западнее Кондурчи железная дорога, делая от разъезда Танеева до ст. Погрузная большой поворот на юг, позволила бронепоезду курсировать вдоль всего расположения наших войск. На этом участке действовал так же стальной БП "Роза Люксембург". Оба БП были выдвинуты вперед. Взаимодействуя, они пробивали путь пехоте, заставив отступить неприятельского "Орла". Нередко перед бронепоездами под прикрытием огня шел вспомогательный состав. Его команда с лопатой, молотком, ключом в руках проявляла не меньшее мужество, чем бойцы десанта.
6 мая противник был отброшен до станции Челны. Но вот настало время когда БП "Товарищ Назаров" и "Роза Люксембург" пришлось расстаться с частями 3-й бригады. Бригада пошла севернее железной дороги, а БП стали взаимодействовать с частями 1-й бригады 27-й дивизии 5 Армии. Именно они и приняли участие в освобождении Бугульмы от колчаковских войск.
13 Мая 1919г.БП «Тов. Назаров» при поддержке 1-й бригады 5-й Армии подошел с запада к Бугульме. Частично разрушенный путь не остановил наступление. На подступах к Бугульме были уничтожены лучшие силы Войцеховского: Ижевская и Оренбургская казачьи бригады - «На высоком месте».
«6 мая 5-я армия захватила важный железнодорожный мост через реку Ик и угрозой окружить Бугульминскую группу противника вынудила генерала Ханжина к отходу от Бугульмы. 13 мая Тухачевский вошел в Бугульму» - Р.Гуль «Тухачевский».
13 мая полки 1-й бригады выбили арьергарды белоказаков из Бугульмы. Разрушенные противником железнодорожные мосты и пути замедляли продвижение бронепоездов. Но уже 15-16 мая орудия "Товарища Назарова" гремели на берегах реки Ик. Когда противник отступил к ст. Туймаза, М. Г. Назаров силами своего головного ремонтного поезда организовал подъем у станции Ютаза броневагонов, сброшенных во время боя 7 апреля. Срочно отремонтированные в Бугульме, они были присоединены к бронепоезду. Вторично воскрешен был также бронепоезд "Ермак". Вот так!
В последующие недели "Товарищ Назаров" и "Ермак" действовали в составе Туркестанской армии, наступавшей на Уфу. Войска Колчака под натиском Чапаевской дивизии отступили на восток и 9 июня 1919 г. отдали Уфу Красной армии. В 1923 году за боевые заслуги в Гражданской войне Михаил Григорьевич Назаров был награжден орденом Красного Знамени и личным почетным оружием.
В общем, пробелы и исторические «перегибы» в моем «расследовании» имеют место быть и поэтому БП «Ермак» и «Тов.Назаров» я засчитал за один. Отмечу, что т.к. эти БП были собраны не на заводе, таком как например Сормовский, а в ЖД мастерских, их было бы правильнее классифицировать как блиндированные. Вероятно что именно этот факт не дал им шанса утвердится в официальном списке БП РККА.
Продолжение следует